Съемка 3D-пейзажей. Часть II
Стереобаза — это расстояние между точками, с которых получаются два кадра для стереопары. Если мы возьмем первый серийный трехмерный фотоаппарат Fujifilm FinePix W1, то его стереобаза постоянна и равна расстоянию между его объективами — 77 мм. Это чуть больше среднестатистического расстояния между глазами человека. Если для создания трехмерного изображения вы используете одну или две обычные камеры, то вы можете самостоятельно изменять стереобазу, в зависимости от сюжета съемки. Однако, с таким же успехом можно изменять стереобазу у Fujifilm FinePix REAL 3D W1, так как этот фотоаппарат может работать и в режиме создания одиночных кадров, склеивая их затем в 3D-фотографию.
Почему же стереобаза должна меняться, ведь глаза человека всегда расположены на одном расстоянии друг от друга, не раздвигаются и не сдвигаются? Дело в том, что постоянная стереобаза имеет свои ограничения по передаче объема объектов, в зависимости от их удаленности от точки съемки. Человеческое зрение — уникальный инструмент, который оперирует не только “фактической картинкой”, “передаваемой” глазами, но также и “додумывает” изображение, исходя из размеров объектов, их цвета, формы и многих других параметров. Фотоаппарат, даже самый современный, не умеет дорисовывать объем. Поэтому фотографу необходимо заранее побеспокоиться о точной передаче объема, т.е. рассчитать стереобазу.
“Грубый” подход предполагает, что объем эффективно передается на 50-150 расстояниях стереобазы. Т.е., если ваша стереобаза равна 77 мм, то достаточно объемными будут выглядеть объекты на расстоянии 4-12 м от точки съемки. Конечно, это не значит, что за этими пределами изображение резко станет плоским, однако, для наилучшей передачи объема придется изменить величину стереобазы. К тому же, как мы помним, пейзаж разделается на несколько планов. Какой из планов будет создавать основу объема, как сделать так, чтобы картинка не “разваливалась”?
Для этого нужно точно рассчитать расстояние между точками съемки, используя специальные программы. Например, можно воспользоваться бесплатным приложением StereoMeter. Приложение предельно простое, с понятным интерфейсом. Главное его достоинство — расчет стереобазы не до конкретного объекта, а с учетом наличия в кадре трёх планов. В зависимости от удаленности каждого из них, программа подберет оптимальную стереобазу. Можно выбрать способ съемки: параллельный или с определением нулевого параллакса. Доступен выбор ориентации кадра, и это очень важно, потому что величина стереобазы будет меняться. Значение стереобазы зависит и от фокусного расстояния объектива, которое тоже нужно не забыть указать.
Программа Triaxes StereoMeter для расчета оптимального базиса стереосъемки
Если у вас под рукой нет программы или таблицы расчета стереобазы, то можно воспользоваться несколькими простыми правилами, которые облегчат процесс съемки и увеличат процент удачных кадров.
При определении стереобазы по принципу 50-150 ориентируйтесь на ближний план. Двоящийся лес вдалеке не так страшен как клоны объектов на переднем плане.
В отсутствии штатива или вспомогательных предметов-опор, например парапета, при съемке со сдвигом передвигайтесь приставным шагом, плотно зафиксировав камеру. Так вы добьетесь наиболее точного совпадения снимков.
Попробуйте сделать не два, а хотя бы три кадра в пределах стереобазы. Трёхмерный эффект достаточно хрупок. Возможно, для конкретного сюжета подойдет пара снимков с меньшей стереобазой.
При неодновременной съемке двух и более кадров всё нужно делать оперативно: налетевшая туча, дуновение ветра, в общем, любые перемещения объектов в кадре безнадежно портят стереопару.
Не фокусируйтесь на переднем плане, если он находится вплотную к вам, а задний план значительно удален. Отойдите или наведитесь на более удаленный объект. Это позволит избежать неприятного эффекта двоения.
Уходящая вдаль дорога и подобные объекты положительно влияют не только на композицию кадра, но и на восприятие трехмерного эффекта, делая его более мягким, приятным для зрения. Используйте такой прием композиции как перспектива.
Съемка с переменной стереобазой, какие бы дополнительные средства не использовались, достаточно сложна. Во-первых, технически трудно выполнить саму съемку. Во-вторых, придется придется потратить время на обработку и совмещение полученных кадров.
Фотокамера Fujifilm FinePix REAL 3D W1 помогает упростить процесс. Для этого в устройстве есть специальный режим интервальной съемки. После того как вы делаете первый снимок, он отображается на экране в режиме совмещения с картинкой реального времени. От вас требуется точно совместить границы объектов. Сам процесс напоминает панорамную съемку в обычных компактах, когда следующий кадр нужно совместить с предыдущим. Вы сами можете задать время таймера, по истечении которого фотоаппарат сделает второй кадр.
Но проще всего воспользоваться автоматическими возможностями камеры Fujifilm FinePix REAL 3D W1. Вся прелесть этого способа в том, что можно оценить эффект ещё до того, как вы нажали на “спуск”. Просто наведите камеру на сюжет, а дальше автоматика самостоятельно скорректирует параллакс и выставит необхадимые параметры. Приведем несколько дополнительных полезных советов для авторежима.
Помните, что максимальный эффект объема будет достигаться на расстоянии до 15 метров от точки съемки. Это значит, что при построении композиции нужно придумать, какой объект поместить в этот диапазон. Именно эта часть вашего снимка будет наиболее объемной.
Получение максимального эффекта объема не самоцель съемки. Излишне “выпирающие” объекты будут только портить впечатление. Вспомните, о чем мы говорили в начале урока: объем возникает не только за счет стереосъемки, но и за счет выбора сюжета, рисунка теней. Постарайтесь построить интересный кадр, а эффект объема добавит снимку изюминку.
Также в начале урока мы говорили о многоплановости композиции. Постарайтесь сделать так, чтобы передний и средний планы уместились в диапазоне 4-15 метров. Тогда эффект объема будет достаточным, а передний план не развалится.
Наводиться, т.е. фокусироваться в большинстве ситуаций стоит на средний план. Это поможет избежать некрасивых двоений контуров объектов.
Не бойтесь экспериментировать: меняйте ракурс, пользуйтесь зумом. Понаблюдайте за тем, как от этого изменяется эффект 3D. Ведь фотокамера Fujifilm FinePix REAL 3D W1 и более новая модель Fujifilm FinePix REAL 3D W3 позволяют видеть объемное изображение сразу на дисплее фотокамеры.
В заключении остается сказать, что если вы ещё не знакомы с миром стереосъемки, то сейчас самое время попробовать. И тогда все открытия у вас ещё впереди! Надеемся, что наша статья поможет сделать первые шаги. Желаем удачных снимков!
Источник: http://3d-anaglyph.ru