Простота и сложность
Сегодня, не взирая на погодные условия и политические передрязги, мы продолжаем разговор, начатый в прошлом материале - Основы web-дизайна. Часть 1. (так же его можно найти в архиве рассылок - ноябрьские выпуски) о том, с чего начинается веб-дизайн. С чего правильно начинать дизайн? с разработки эскиза визуального интерфейса? С проектирования системы управления содержанием? С анализа содержания и информационной архитектуры сайта? Многие разработчики имеют свое мнение, как правило, основанное на личном опыте.
Есть две группы людей, непосредственным образом влияющие на работу дизайнера - это заказчики и потенциальные посетители.
Заказчик всегда требует сложного, навернутого решения, с анимационными прибамбасами и эффектами - поскольку в его представлении главная цель - выделиться среди конкурентов, привлечь внимание большей части поценциальных потребителей их товаров или услуг.
Посетителю же как правило требуется содержимое сайта - информация, сервисы - доступ к которым он легко может получить благодаря как можно более понятному и доступному интерфейсу.
Задача дизайнера - найти универсальное решение, баланс между визуально эффектной графикой и легким, доступным интерфейсом с понятной навигационной структурой.
В качестве примера я хочу привести несколько проектов. http://absolut.com/ - сайт производителя известной марки спиртного напитка. Первая страница фильтрует посетителей неалкогольного возраста, и никакой информационной нагрузки не несет. Но открывающееся со следующей страницы великолепие приводит в восторг даже искушенных в веб-проектах разработчиков (комментарии в стиле - "маньяки делали... но сделано круто!!!... куча чумовых фишек!"). Да, flash-анимация, все ярко и выразительно, как праздник, разъезжается, двигается, подмигивает... и мешает работать. Сотруднику фирмы, переводчику дали задание найти информацию о нескольких марках у производителя и перевести их на родной язык. Барышня с задачей не справилась. Сначала она наткнулась на ошибки браузера (анализ этого проекта показал, что функциональность действительно реализована сложными скриптами, в ИЕ версии 5 и 5.5 не грузились некоторые разделы, в Опере не работал сайт вообще, в Мозилле некоторые "чумовые фишки" не показывались), но самое удивительное было не это. При всей сказочности визуального дизайна оказалось практически не возможно найти конкретную информацию. Навигация по сайту реализована судя по всему в виде системы головоломок, что-то типа теста на уровень интеллекта - и в случае если посетитель головоломку не собирает (в силу недостаточности этого самого IQ), то и описание марки спиртного напитка ему читать не положено. Так, судя по всему, решили разработчики этого милого проекта.
К сожалению, у многих читателей флешевый сайт Абсолюта даже не загрузился. А у тех, у кого загрузился, таки вызвал описанные в прошлом выпуске эмоции - все супер, но ниче не понятно :):) И самое печальное в таких проектах - найти html-версию сайта, добраться до информации практически не возможно! И, как заметили наши читатели, "...собый цинизм когда кнопка "пропустить заставку" выполнена тоже во флеше. Цинизм с извращениями - когда она появляется в конце, после вынужденного просмотра всего ролика". Впрочем, компания, которую представляет этот сайт, не чувствует себя ущербной, не ожидает снижения количества продаж своей продукции, ничего не теряет от "надуманной небезупречности usability своего веб-представительства".
Впрочем, многие флешевые сайты предоставляют и правильное решение - отделение мультимедийной презентации от информационной версии сайта. Присутствует обязательная кнопка-ссылка "Skip Intro" - которая позволит остановить презентационный ролик, и все-таки найти нужный документ. Поскольку даже самую выдающуюся флеш-презентацию можно посмотреть один, два, максимум три раза, дальше публика приходит работать, и посетителя будет только раздражать все, что мешает ему заниматься делом. Мы в данном случае не рассматриваем флеш-мультики типа "Масяни" - здесь флеш-анимация ради самой флеш-анимации, это и есть информация, за которой люди шли на проект mult.ru - конечно же, скачивать мультики! Однако если рассматривать каждый флеш-ролик масяни как еденицу информации, и оценить проект mult.ru в целом, можно отметить, что информационная архитектура разработчиками продумана великолепно, навигация - наглядная и удобная, и баланс информация/графика - практически оптимальный.
С другой стороны, есть сайты (к примеру - http://www.sql.ru), которые при минимуме графического оформления при этом имеют настолько ясную информационную архитектуру, настолько легкий и ненавязчивый дизайн и такой большой объем необходимой (специфической аудитории) информации, что и статистика посещений у них высока, и оценки посетителей более чем благожелательные.
Одна из задач веб-разработчика - таким образом систематизировать информацию и навигацию по ней, чтобы посетители могли наиболее успешно находить и обрабатывать нужные им данные. Однако в некоторых случаях в силу целей проекта (а довольно часто - просто прихоти заказчика) приходится жертвовать оптимизацией информационной архитектуры в пользу визуального бума.
Таким образом можно сформулировать следующее: для того, чтобы дизайнер смог приступить к работе над реализацией эскиза первой страницы, у него в голове должен сформироваться четкий образ того, что и для кого он делает - т.е. определены позиция и сегмент целевой аудитории проекта.
Источник: http://www.nundesign.com