CPU3D.comКомпьютерная графикаРастровая графика → Цветовые пространства

Цветовые пространства

Теория управления цветом в целом довольно сложна, но для нормальной работы с цифровым фото достаточно понимания общих принципов и знания некоторого количества практических приемов. Начнем, пожалуй, с так называемых абстрактных цветовых пространств, которые предназначены для хранения и обработки изображений. Весь цветовой охват, доступный человеческому зрению, описывается глобальным цветовым пространством CIE Lab. Каждый оттенок существующего в природе цвета, доступного человеческому зрению, имеет в этой системе отсчета свои уникальные координаты.

Понятно, что устройств отображения информации с цветовым охватом CIE Lab попросту не существует: вы можете представить себе монитор, способный абсолютно точно передать, например, яркое голубое сияние электросварки? Знатоки говорят о том, что даже цвет кожуры апельсина адекватно передать на экране монитора не представляется возможным (испытания, проведенные в свое время, показали, что не всякий оттенок можно представить в виде линейной комбинации трех первичных цветов)... Поэтому в свое время Microsoft и Hewlett-Packard предложили цветовое пространство sRGB, соответствующее цветовому охвату среднестатистического ЭЛТ-монитора. Именно в sRGB представлены снимки подавляющего большинства цифровых фотокамер, этот же стандарт используется для веб-графики.

Здесь, видимо, нужно сделать отступление и пояснить физическую сущность цветового охвата. Ничего сложного и виртуального здесь нет. Представьте себе набор табличек, окрашенных в разные цвета самой обыкновенной краской (вообще-то пример не совсем корректен, но в качестве иллюстрации подходит хорошо). Табличек 16 777 216 штук (256 х 256 х 256, то есть все возможные комбинации, составленные из первичных цветов, каждый из которых может иметь значения от 0 до 255). Черный цвет получается в случае 0 0 0, а белый соответствует сочетанию первичных цветов 255 255 255. Самый красный цвет (255 0 0), зеленый (0 255 0) и синий (0 0 255), соответственно, приняты такими, чтобы их мог отобразить среднестатистический монитор.

Теперь представим, что мы разработали новую краску необычайно насыщенного ультрамаринового оттенка. Покрасим этой краской табличку - и что мы видим? Она выглядит более яркой и насыщенной, чем самый синий из назначенных нами цветов (см. выше)! Получается, что новый цвет попросту не умещается в цветовой охват sRGB. Именно для таких случаев компанией Adobe в 1998 году был разработан стандарт Adobe RGB (1998). Это цветовое пространство с максимальным охватом, теоретически возможным при использовании системы RGB (когда каждый оттенок получается сочетанием трех первичных цветов). Цветовое пространство Adobe RGB поддерживается многими профессиональными фотокамерами и, как правило, используется в случаях, когда предполагаемый цветовой охват конечного устройства отображения (например, принтера) будет превышать возможности sRGB. Существует множество вариаций Adobe RGB, таких, как Epson RGB, Nikon RGB и прочие.

Многих привлекает "профессиональность" стандарта Adobe RGB, и некоторые фотолюбители при возможности переключаются на него. Но давайте задумаемся: а нет ли тут какого-нибудь подвоха? Есть, конечно, и в первую очередь это понижение точности представления данных. Вернитесь к примеру с разноцветными табличками и подумайте, что произойдет в случае, если мы перекрасим все таблички с учетом того, что самый синий цвет стал синее, а красный - краснее? 24-битный формат представления данных по-прежнему ограничивает нас шестнадцатью миллионами доступных оттенков, но они распределяются на больший диапазон реальных цветов! И это не просто слова.

Например, самый красный цвет из sRGB (255 0 0) в Adobe RGB имеет координаты 219 0 0. В результате может случиться так, что для описания каких-то промежуточных оттенков, доступных в том же sRGB, в более профессиональном Adobe RGB может не оказаться места (эффект постеризации). И совсем не факт, что расширенный охват может реально понадобиться фотографу, ведь еще нужно поискать такой ядовито-красный (или синий, или зеленый) цвет, чтобы он вылез за пределы охвата sRGB. Конечно, не нужно забывать про 48-битный цвет (16 бит на канал), это снимает проблему постеризации. Но это имеет смысл только для 48-битного TIFF, который в свою очередь, можно получать только из RAW. А когда вы снимаете в RAW, вообще не нужно задумываться о выборе цветового пространства, что можно сделать задним числом в процессе конвертации...

Подведем жирную черту под абстрактными цветовыми пространствами: не забивайте себе голову профессиональностью того или иного стандарта. Охвата цветового пространства sRGB за глаза хватает в 95% случаев при сохранении снимков в формате JPEG. Используйте Adobe RGB только в особых ситуациях, когда, например, снимаете каких-нибудь ярких экзотических птиц на фоне синего неба под палящим африканским солнцем, да к тому же планируете потом печатать снимки на каком-нибудь продвинутом принтере с очень широким цветовым охватом (обычно печатные устройства "вылезают" из sRGB в сторону синих тонов). Для просмотра на мониторе Adobe RGB вообще не нужен, а использование sRGB намного упрощает совместимость (подробнее об этом ниже) и увеличивает точность отображения плавных цветовых переходов.



Источник: http://www.ink-market.ru