Blu-ray 3D

blu ray фильмы

Blu-ray 3D - новый формат фильмов, который был разработан членами альянса Blu-ray Disc Association (BDA). Фильмы Blu-ray 3D планировалось представить в начале 2010 года, этот формат призван был стать наиболее качественным для воспроизведения 3D-фильмов в домашних условиях.

Физический формат Blu-ray 3D идентичен другим видам дисков Blu-ray. Логический формат базируется на текущем формате аудио/видео Blu-ray, который был расширен, чтобы поддержать стереоскопическое 3D-видео и 3D-меню. Старые плееры Blu-ray не смогут воспроизводить фильмы Blu-ray 3D. Если стационарные плееры Blu-ray придётся менять, то в случае ПК достаточно просто обновить плеер Blu-ray. Программный плеер Blu-ray 3D для воспроизведения фильма требует наличие привода Blu-ray, способного считывать диски со скоростью 2x или выше. К счастью, все приводы BD-ROM и BD-R, за исключением моделей первого поколения, обеспечивают скорость 2x или выше.

Плееры Blu-ray, способные воспроизводить Blu-ray 3D, обратно совместимы, то есть они поддерживают стандартные (двумерные) фильмы Blu-ray. Кроме того, формат Blu-ray 3D позволяет создавать фильмы Blu-ray 3D таким образом, чтобы их можно было воспроизводить на наследственных плеерах Blu-ray в виде стандартных фильмов 2D Blu-ray. Плееры Blu-ray 3D можно настроить для работы как в 2D, так и в 3D (стереоскопический) режимах, что позволяет потребителям обновить плеер и коллекцию дисков до того, как они обновят телевизор для поддержки 3D.

Фильмы Blu-ray 3D будут содержать два полноценных потока с качеством Blu-ray, по одному для каждого глаза. Декодирование Blu-ray 3D в принципе можно сравнить с декодированием двух стандартных фильмов Blu-ray одновременно. Вполне разумно ожидать, что размер фильмов и поток удвоятся (поскольку удваивается число кадров для декодирования), но 3D-видео позволяет воспользоваться некоторыми оптимизациями. Поскольку каждый глаз видит немного различающуюся перспективу одной и той же сцены, в кадрах видео для правого и левого глаз очень много общего. Специалисты по кодированию видео группы Motion Picture Experts Group (MPEG) смогли использовать этот факт, чтобы снизить общий поток и размер файлов стереоскопических 3D-фильмов. Был разработан новый видеокодек на основе Advanced Video Codec (AVC, также известный как H.264), названный Multi-View Codec (MVC). Диски Blu-ray 3D используют кодирование видео MVC, которое обеспечивает очень высокое качество картинки при увеличении размера/потока (по сравнению со стандартным Blu-ray) на 50%. Если пиковый поток для стандартных фильмов Blu-ray составляет 40 Мбит/с, то в случае Blu-ray 3D он увеличился до 60 Мбит/с.

Blu-ray 3D MVC кодируется в виде основного потока видео (для одного глаза, то есть для воспроизведения в 2D) и дополнительного (зависимого) потока для другого глаза. Во втором потоке имеются ссылки на объекты в кадрах основного потока, то есть кодируются только различия.

У Blu-ray 3D есть расширенные графические возможности, которые позволяют выводить 3D-меню и субтитры в 3D-видео. Текст и графику субтитров и меню можно вынести на другую плоскость, отличающуюся от плоскости экрана. То есть они могут располагаться дальше или ближе к зрителю. Изменение глубины выполняется горизонтальным смещением текста или графики друг относительно друга в двух потоках видео для каждого глаза.

Апгрейд на Blu-ray 3D

Чтобы смотреть фильмы Blu-ray 3D, вам придётся обновить ваш ПК или систему домашнего кинотеатра. Потребуется несколько компонентов.
- Экран с поддержкой 3D (телевизор, монитор или экран ноутбука).
- 3D-очки, совместимые с экраном.
- Компьютер с программным плеером Blu-ray 3D или стационарный плеер Blu-ray 3D.

При выборе всех упомянутых компонентов необходимо учитывать несколько важных особенностей.

Телевизоры или мониторы Blu-ray 3D

Формат Blu-ray 3D не оговаривает используемую технологию вывода 3D. Это позволяет потребителям самостоятельно выбирать технологию воспроизведения 3D, которая лучше всего будет соответствовать их потребностям. На сегменте high-end потребители наверняка будут брать настоящие 120-Гц телевизоры с чередованием кадров, вместе с которыми используются очки с активными ЖК-затворами. Менее дорогие системы могут основываться на поляризованных телевизорах и очках.

Плееры Blu-ray 3D

В качестве плеера Blu-ray 3D можно использовать ПК с установленным плеером Blu-ray, либо стационарную модель плеера Blu-ray. Приставка Sony PlayStation 3 (PS3), например, должна получить обновление прошивки летом 2010 года, которое обеспечит ей поддержку Blu-ray 3D. Были объявлены несколько моделей стационарных плееров Blu-ray 3D, причём некоторые уже доступны в продаже.




Blu-ray 3D на ПК

Конечно, ещё одним способом насладиться Blu-ray 3D можно назвать покупку программного плеера Blu-ray 3D, например, того же CyberLink PowerDVD 10 Ultra. Компьютер можно подключать к 3D-совместимому дисплею, а в будущем и к 3D-совместимому телевизору. Другими словами, ПК с программным плеером Blu-ray может стать полноценным плеером Blu-ray, с поддержкой всех тех же функций, что и у стационарных плееров Blu-ray. Кроме того, ПК с поддержкой Blu-ray 3D предоставляют множество функций, которых лишены стационарные плееры.
- Вы можете наслаждаться стереоскопическими 3D-играми; сегодня в 3D можно запустить более 400 игр.
- Вы можете скачивать видеоролики из Интернета с любых сайтов, причём это касается и 3D-видео.
- Вы можете воспроизводить видео 2D и 3D в любых мыслимых форматах (DV, HDV, AVCHD, AVI, WMV, MOV и т.д.).
- Вы можете просматривать фотографии в 2D и 3D.
- Вы можете выводить кабельное или спутниковое телевидение через такие решения, как DirecTV2PC.
- Вы можете воспроизводить платное защищённое видео (Amazon, iTunes и т.д.).
- Вы можете использовать системы улучшения качества картинки видео, например, те же CyberLink TrueTheater HD, TrueTheater Motion и TrueTheater Lighting.
- Вы можете воспроизводить музыку, видео и фотографии из вашей домашней сети.
- Вы можете использовать любые другие программы с поддержкой стереоскопического 3D, такие как САПР, пакеты рендеринга и моделирования 3D и т.д.
Наконец, не забывайте о торрентах.

Поддержка Blu-ray 3D возможна на компьютерах с любым форм-фактором, включая следующие.
- Ноутбуки (оснащённые 120-Гц 3D-дисплеями с чередующимися кадрами).
- Стационарные ПК с совместимыми дисплеями.
- ПК для домашнего кинотеатра (HTPC).

Важные особенности 3D-видео

Нужно ли обновлять телевизор или ПК?

Конечно, фильмы лучше всего смотреть на экране с самой большой диагональю, какую только вы можете себе позволить. Сегодня на рынке можно найти несколько моделей 3D-телевизоров, и к концу года их должно стать ещё больше.

В 2010 году 3D-телевизоры будут стоить относительно дорого. Как правило, цикл замены телевизора составляет от пяти до десяти лет. Если вы недавно купили новенький большой телевизор, то вряд ли захотите обновлять его до 3D-телевизора в ближайшее время. Скорее всего, потребители будут добавлять поддержку 3D в будущем, когда они решать обновить или заменить свой телевизор. Конечно, это решение будет зависеть от многих факторов, таких как доступность фильмов Blu-ray 3D, телевизионных каналов 3D и другого 3D-контента.

Циклы замены ноутбуков и апгрейда настольных ПК намного короче. Энтузиасты модернизируют свой компьютер каждый год. Довольно легко будет добавить поддержку декодирования 3D-видео и воспроизведения при апгрейде или замене ПК. По этим причинам, как нам кажется, количество ПК с поддержкой воспроизведения 3D-видео в ближайшие годы будет намного превышать парк 3D-телевизоров.

Декодирование Blu-ray 3D на ПК

Четырёхъядерные процессоры вполне способны справиться с программным декодированием 3D Blu-ray, но оптимальное решение подразумевает использование дискретной видеокарты или интегрированного графического ядра, которые способны декодировать Blu-ray 3D на GPU. Графические процессоры последнего поколения, включая видеокарты Nvidia GeForce GT 240, GT 340, GT 330, GT 320, GTX 470, GTX 480, а также мобильные графические процессоры из линейки GeForce 300M, плюс системы на процессорах Intel Core с графическим ядром Intel HD (Core i3, Core i5 и Core i7 Mobile) поддерживают декодирование двух потоков HD-видео. Линейка видеокарт ATI Radeon 5000 тоже должна поддержать декодирование Blu-ray 3D в будущем.

Программный плеер Blu-ray использует упомянутые современные графические процессоры для декодирования Blu-ray 3D MVC, что приводит к очень низкой нагрузке на CPU при безупречном воспроизведении видео.

Подключение ПК к 3D-дисплею

Для воспроизведения полноценного 120-Гц 3D-видео с чередованием кадров нужен двухканальный выход DVI (для дисплеев, совместимых с Nvidia 3D Vision), либо (появится скоро) кабель High Speed HDMI для подключения к дисплею со входом HDMI 1.4.

Спецификация HDMI 1.4 поддерживает несколько форматов 3D-сигнала, включая формат из двух потоков 3D-видео с полным разрешением, когда кадры для первого и левого глаз упаковываются в один стереокадр, картинка для левого глаза располагается сверху, над картинкой для правого. Система упаковки стереоскопических кадров HDMI 1.4 поддерживает разрешение 1080p при частоте 24 кадра в секунду, либо разрешение 720p при частоте 50 или 60 кадров в секунду.

HDMI 1.4 также поддерживает 3D-сигналы, упакованные в стандартные форматы видео 2D, включая расположение бок о бок или сверху/снизу. Дисплеи с поляризацией можно подключать к ПК через стандартные выходы DVI или HDMI 1.3.

Подключение ПК к 3D-телевизору

120-Гц 3D-видео с чередованием кадров в полном качестве (как, например, на дисках Blu-ray 3D) можно передавать только через кабель High Speed HDMI на телевизор, совместимый с HDMI 1.4.

Nvidia объявила, что некоторые видеокарты, совместимые с 3D Vision, можно будет программно обновить до поддержки стереоскопического сигнала HDMI 1.4 в грядущем программном апгрейде 3DTV Play. Этот драйвер позволит видеокартам GeForce выдавать полноценный стереоскопический 3D-сигнал на 3D-телевизоры.

AMD и Intel тоже планируют поддержать вывод стереоскопического 3D-сигнала, совместимого с HDMI 1.4, в будущем.

Очки с активными затворами

Чтобы избежать мерцания, очки с активными затворами работают со скоростью 120 кадров в секунду или быстрее. Очки с активными затворами будут работать только с телевизорами и дисплеями, способными выводить 3D-контент со скоростью 120 Гц или быстрее.

Для очков с активными затворами требуется передатчик. Он принимает сигнал синхронизации от телевизора (через разъём VESA) или от ПК (через USB).

В целом, сегодня нет единого кросс-платформенного стандарта очков с активными затворами, которые работали бы со всеми доступными телевизорами или мониторами. Вам следует покупать 3D-очки, которые специально разработаны для вашего телевизора или монитора. Одним исключением можно считать систему Nvidia 3D Vision, которая была лицензирована нескольким производителям дисплеев для ПК, включая Acer, Asus, Alienware, LG и Samsung. Что же касается 3D-телевизоров, то вам потребуется купить 3D-очки от того же производителя, чтобы гарантировать совместимость (Sony, Panasonic, Samsung и т.д.).

120-Гц телевизоры

Многие телевизоры, которые продавались в последние годы, рекламировались как 120-Гц модели или даже с ещё большей частотой обновления. Однако эти телевизоры не способны принимать и воспроизводить стереоскопический сигнал 120 Гц. Они поддерживают только стандартный сигнал (50 или 60 Гц) на входе.

Через процесс под названием "inverse telecine" данные телевизоры способны извлекать оригинальный формат фильма 24p из сигнала видео, создавать новые промежуточные кадры, после чего выводить фильм в пять раз быстрее оригинального формата 24p. Это позволяет устранить подёргивания, которые возникают, когда фильм, снятый в режиме 24 кадра в секунду, отображается на телевизоре с частотой обновления 60 Гц.

Чтобы отображать 3D-поток с чередующимися кадрами 120 Гц, телевизор или монитор должен полностью поддерживать подобный формат. То есть "наследственные" 120-Гц телевизоры не предназначаются для воспроизведения стереоскопического видео, а также и не поддерживают очки с активными затворами.

Прочие тонкости

Яркость

Поскольку выполняется блокирование пикселей, строчек или кадров для каждого глаза (в зависимости от типа 3D-отображения), в ваши глаза попадает менее половины света от системы 3D. Чтобы минимизировать взаимное наложение чередующихся кадров, очки с активными затворами блокируют оба глаза во время перехода между кадрами на дисплее. Поэтому весьма разумно выбирать 3D-дисплей с высоким уровнем яркости.

Также важно избегать отражений и бликов на экране телевизора, поскольку отражения будут видны на фиксированной глубине (расстояние от ваших глаз до экрана), и будет несколько труднее фокусироваться на интересующих вас объектах

Кроме того, из-за упомянутых проблем (яркость и отражения) лучше всего смотреть 3D-видео в затемнённом помещении.

Несоответствие аккомодации

Хотя объекты могут казаться перед поверхностью экрана или за ней, их на самом деле там нет. Поскольку картинка выводится плоским экраном, для получения резкого изображения в 3D мускулы глаза будут заставлять хрусталик фокусироваться на расстояние до экрана. И тот факт, что 3D-видео выводится только при фокусировке глаз на экране, создаёт несоответствие между одним визуальным "сигналом" (аккомодация) и другими визуальными "сигналами".

Когда ваши глаза попытаются сфокусироваться на 3D-объектах, которые кажутся расположенными ближе, чем плоскость экрана, то глаза естественным образом будут сводиться внутрь, пытаясь приспособиться для просмотра близко расположенного объекта. Но, в отличие от реального мира, все объекты 3D-видео будут видны только при фокусировке глаз на плоскости экрана. Если вы будете пытаться сфокусировать зрение на объектах, расположенных под носом, то вы будете разочарованы, поскольку потеряете фокус.

К счастью, как оказывается, большинство зрителей могут смириться с таким несоответствием без особых проблем, что позволяет расслабиться и насладиться 3D-видео без потери фокусировки.

Несоответствие размытия

В реальном мире глаза фокусируются на объектах, на которые мы в данный момент смотрим. Объекты, которые располагаются ближе или дальше, кажутся вне фокуса. Поскольку 3D-видео воспроизводится на плоском экране, то градиент размытия, который мы наблюдаем в реальном мире, в 3D-видео получить не получится. Если 3D-видео снимается с большой глубиной резкости, то большая часть сцены будет казаться в фокусе, то есть при фокусировке зрения на экране вы будете резко видеть любую часть сцены.

Если режиссёр или оператор решит сузить глубину резкости, то один объект сцены можно снять в фокусе, а все остальные области будут размыты. Конечно, такая техника позволяет имитировать градиент размытия, с которым мы сталкиваемся в реальном мире, но у неё тоже есть недостаток - если в реальном мире нам достаточно сфокусироваться на других объектах, чтобы видеть их резко, то в данном случае это не получится - сфокусироваться на других объектах не удастся.

Несоответствие размытия обойти не получится, независимо от того, как снимается 3D-видео. Исследования показали, что несоответствия размытия и аккомодации дают "сигналы" мозгу - и хотя мы видим стереоскопическую картину трёхмерной сцены (реальную или созданную компьютером), всё равно чувствуется, что 3D-видео воспроизводится на плоском экране.



Источник: http://3d-anaglyph.ru